ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ


ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
Когда же речь идёт о технике как показателя уровня  развития культуры и цивилизации мы имеем ввиду, чтоэкономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится и какими средствами труда. Воздействие техники на общество смягчается или усиливается в зависимости от социально-экономических условий применениятехники. Само же развитие техники испытывает мощное воздействие со стороны экономической, политической и прочей обстановки. И в то же время техника сама стимулирует развитие экономики и общества в целом. Но закономерности развития техники не сводимы к социально-экономическим закономерностям. В IV тыс. до н.э. человек изобрёл письменность, и с этого момента начинается «зримая», прослеживаемая часть его истории. В V тыс. до н.э., когда формируются человеческие  сообщества, начинает  устанавливаться общественный  порядок. Этому способствовали  развитие  языка  и  разделение  трудовых  обязанностей.  Внутри первобытного  сообщества  стали  выделяться  группы,  отдельно  занимающиеся земледелием, скотоводством, охотой, изготовлением орудий труда; а также воинской деятельностью. Переход  от применения личных орудий к организованной деятельности многих свидетельствовал также о возросшей искусности в изготовлении и применении техники. О. Шпенглер отмечает, что «вместе с деятельностью многих совершается шаг от органического к организованному существованию, от жизни в естественных группах к искусственным группам, от стаи к народу, сословию и государству». С появлением государства  первобытнообщинный строй постепенно сменяется рабовладельческим. В этот период расцветает ремесленное производство. Совершенствуются методы обработки металлов с применением литья, паяния и сварки, устанавливается производство гончарных изделий, развивается  горное  и  строительное  дело.  Подъём  ремесленного  производства происходит одновременно с образованием городов. Люди начинают возводить крупные  строительные  сооружения.  Торговые  отношения  и  военные  походы приводят к улучшению способов передвижения по суше и по морю. Появляются дороги  и  мосты,  по  которым  передвигаются  груженые  повозки,  расширяется мореплавание. Однако по большей части технические изобретения не были направлены  на  улучшение условий  труда.  И  самую  тяжелую,  рутинную работу выполняли рабы. Физическая сила людей и животных, являлась чуть ли не единственным источником всех технических преобразований.  Веками существовавший неэффективный рабский труд не способствовал прогрессу в технике, – люди, как и при первобытнообщинном строе, преимущественно пользовались простейшими ручными орудиями. (Механические машины Архимеда и Герона Александрийского можно считать в этом плане редким исключением; к тому же, по заверению Плутарха, они появились на свет как «забавы ученых мужей»). Вместе с тем, период  рабовладельческого строя смог продемонстрировать образцы совершеннейших  технических  творений,  к  которым  относится,  в  частности,  пирамида Хеопса. «Даже если не делать скидок на примитивность орудий, доступных в III тыс. до н.э., ни одно современное сооружение не превосходит её ни технической виртуозностью, ни смелостью замысла. Между тем, великий замысел был приведен в исполнение культурой, которая только что вышла за рамки каменного века и ещё долгое время продолжала использовать каменные орудия, хотя  применялась и медь для резцов и пил, служивших для обработки массивных каменных плит для новых  памятников. Все операции выполнялись вручную». В условиях капиталистического строя, несомненно, расцветает «дух изобретательства». И не только  потому, что  техническое творчество стало «подпитываться»  научными открытиями. Дело в том, что не во все времена, не во все эпохи, изобретения находили поддержку в обществе, даже если они были очевидно полезными. Нередко в обществе выставлялись социальные запреты на изобретения. Так, например, средневековый  ремесленник, вступающий в цеховую организацию, принимал общий устав, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить равные для всех условия труда. Согласно этому уставу запрещалось понижать или повышать цены на производимые товары, запрещалась реклама… и запрещались всякого рода  изобретения,  которые  могли  увеличить  производительность  труда  (тем самым, нарушая равные для всех условия). Иными словами, технические изобретения здесь считались нежелательными. В условиях же капиталистического строя деятельность человека напротив ориентируется на изобретения, как на то, что открывает ему доступ к финансовому процветанию…

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.

Смотреть что такое "ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ" в других словарях:

  • ТЕХНИКА   — (от др. греч. искусство, мастерство, умение) – это совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей. С помощью технических систем… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ТЕХНИКА —         (от греч. искусство, мастерство, умение), система искусств. органов деятельности общества, развивающаяся посредством историч. процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и… …   Философская энциклопедия

  • ТЕХНИКА — (греч. и лат. techne искусство, мастерство) понятие, которым в истории культуры было принято обозначать: 1) определенную онтологическую данность (комплекс инструментов, орудий, машин; искусственная среда; 2) воплощенное стремление человека к… …   Новейший философский словарь

  • ТЕХНИКА — (от греч. techne умение, искусство, мастерство) 1) совокупность специально выработанных способов деятельности; 2) совокупность искусственных материально вещных средств деятельности; 3) знание о способах и средствах деятельности; 4) специфический …   Современный философский словарь

  • Искусство и техника оружейного дела — Император Максимилиан I в доспешной мастерской. На столе хорошо видны инструменты. На втором плане кузнечный горн и наковальня. На стене висят готовые доспехи различных типов. Любопытно, что доспех ренцойг и рентарч предназначаются для левши, о… …   Энциклопедия средневекового оружия

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • Железо — (Ferrum) Металл железо, свойства металла, получение и применение Информация о металле железо, физические и химические свойства металла, добыча и применение железа Содержание Содержание Определение термина Этимология История железа Происхождение… …   Энциклопедия инвестора

  • Правовая система — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Римская литература — I. Эпоха республики 1. Древнейший период. 2. Литература III II вв. до н. э. 3. Литература периода гражданских войн. II. Эпоха перехода к империи («век Августа»). III. Эпоха империи. Библиография. I. ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ. 1. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД.… …   Литературная энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.